Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

г. Стрежевой

ул. Новая 22 помещение 3

8(38259) 5-70-72

kolobok@guostrj.ru

Аутизм — заболевание, связанное с нарушением социальной адаптации человека, речевой функции, психического развития. При ранней диагностике аутизма у детей лечение может иметь заметные результаты, и главная направленность терапии — обучение и социализация ребенка. С распознанием и лечением аутизма в России ситуация не простая, своевременное диагностирование и коррекция аутизма становится в первую очередь задачей родителей.

Аутичных детей легко узнать по взгляду "погруженному в себя", отсутствию речи или ее монотонности, ритуальным или стереотипным движениям. Дети, которые не могут найти связь с внешним миром. Они не хуже и не лучше обычных детей, они просто другие.

О том, что с их ребенком, что-то не так, родители начинают подозревать, когда ребенок - аутист еще совсем маленький. В то время, когда обычные дети начинают узнавать маму, а происходит это обычно в возрасте 2 мес., ребенок с аутизмом остается безразличным к внешнему миру. Он не пытается установить зрительный контакт, его взгляд направлен, как бы сквозь человека. К сожалению, многие стараются не обращать на это внимания, да и врачи, не всегда вовремя диагностируют этот синдром, не обращая внимания на очевидные симптомы.

Какие особенности поведения помогают поставить диагноз аутизма в раннем возрасте?

До 1 года эти дети могут мало отличаться от обычных детей. Внимательные родители, уже через месяц - два после рождения ребенка, по плачу могут понять, что он хочет: кушать, играть или он испытывает дискомфорт: ему мокро, скучно. С детьми - аутистами это невозможно, их плач обычно монотонный и невыразительный. Они не смотрят в глаза, менее активны и любознательны.

В возрасте 1-2 лет могут появиться первые слова, но ребенок их использует бессмысленно. Общение по-прежнему заменяется монотонным криком. Ребенку больше нравится быть одному. Он не проявляет беспокойство, если остается без мамы или близкого родственника. Дети - аутисты обычно не используют игрушки по назначению, любимой игрой может быть складывание игрушек в одну линию.

В 2-3 года словарный запас отсутствует или очень ограничен, слова могут использоваться без соответствия их значению, то есть, речь может быть неосознанной. Остается склонность к повторяющимся, стереотипным движениям. Родителей ребенок выделяет, но особо к ним не привязан, или, по крайней мере, не демонстрирует привязанность.

В 3-4 года ребенок не стремится играть с другими детьми. В речи могут присутствовать эхолалии - бессмысленные повторения отдельных слов или целых фраз.

Несмотря на то, что дети - аутисты, уже в возрасте до года отличаются от обычных детей, диагноз часто ставится только после 2 лет, до этого возраста все симптомы, объясняются странностями поведения.

Степень умственного развития при аутизме различна: в одних случаях интеллект может быть в целом нормальным, хотя отдельные его компоненты дисгармоничны, в других-ребенок может быть умственно отсталым. Среди аутистов встречаются даже одаренные дети. Но во всех случаях имеет место неравномерность психомоторного развития.

В нашем детском саду функционируют 7 общеобразовательных и две компенсирующие группы YIII вида для детей со сложными дефектами умственного развития. Количество детей посещающих группы компенсирующего вида -19, в том числе 7 детей с расстройствами аутического спектра. Осуществляется интеграция детей групп компенсирующего вида в среду нормально-развивающихся сверстников. В детском саду создан специальный режим жизнедеятельности детей, при котором дети имеют возможность как можно больше времени проводить вместе. Это музыкальные и физкультурные занятия, прогулки, прием пищи, праздники и развлечения.

Вся коррекционно-педагогическая работа с детьми, имеющими умственную отсталость,а так же детьми аутистами осуществляется посредством игр. Поэтому игровая деятельность так важна для детей. Но дети с интеллектуальной недостаточностью требуют особого подхода в этом плане, так как игровая деятельность у них значительно отстаёт от нормы.Авторским коллективом было принято решение о разработке Образовательной программы по формированию игровой деятельности у дошкольников 5-7 лет с интеллектуальной недостаточностью «Давай играть!». Авторы программы: Носова Галина Викторовна – заместитель заведующего по учебно-воспитательной работе и Вершинина Елена Николаевна – старший воспитатель.

От уровня развития игры в значительной мере зависит развитие психических процессов (в частности, мышления, воображения и речи). В процессе игры происходит становление функции замещения, с которой ребенок в последующем будет сталкиваться постоянно. В игре он учится планировать и регулировать свои действия и действия своих партнеров.

Но, чтобы игра стала действительно развивающей, ребенок должен пройти путь от овладения предметными действиями до освоения сюжетно-ролевой игры.

Занятия с аутичным ребёнком сильно отличаются от занятий с другими детьми. Для того чтобы занятия были эффективны, необходимо достичь взаимопонимания с его близкими, прийти к общему знаменателю при выборе подхода к обучению и воспитанию ребёнка.

На начальном этапе обучения – это:                                                                

¾   постепенное избавление от накопившихся негативных эмоций и страхов;

¾   предоставление ребёнку возможности пережить как можно больше положительных эмоций.

Только когда окружающий мир станет для ребёнка более дружелюбным, а сам ребёнок более  смелым и активным в своём познании мира, станет, возможен переход к следующему этапу обучения, целями которого станут:

¾   знакомство ребёнка с самыми разнообразными сторонами окружающего мира, как предметного, так и мира человеческих взаимоотношений;

¾   формирование поведения ребёнка, обучение навыкам контроля над эмоциями, введение необходимых правил и запретов;

¾   развитие речи и т. д.

Работа с аутичным ребёнком требует постоянного педагогического поиска, гибкости в применении различных методов обучения и воспитания. Можно заранее составить план занятия, но действовать в большинстве случаев придётся в зависимости от ситуации и желания ребёнка. Порой стоит принять правила игры, предлагаемые ребёнком (не забывая о целях работы). И тогда через некоторое время он будет видеть в вас союзника, товарища по играм, станет доверять вам. Поведение ребёнка во время занятия может быть разным, порой неадекватным и агрессивным, в любом случае следует сохранять спокойствие, не ругать, а постараться понять, чего он хочет, помочь ему выйти из состояния дискомфорта. Занятие должно проходить  в атмосфере доброжелательности. 

Жизненное пространство аутичного ребёнка требует особой заботы  и специальной организации. По виду деятельности ребёнка пространство  можно условно разграничить на:

¾   бытовое – усвоение навыков повседневной жизни (туалет, приём пищи, подготовка ко сну и т.д.);

¾   игровое – место для разнообразных игр;

¾   учебное – место для специальных развивающих занятий;

¾   ближайшее социальное окружение – условная территория, в пределах которой осуществляется общение аутичного ребёнка со взрослыми и сверстниками, а также происходит ознакомление с окружающим миром.

Чтобы детская комната стала для ребёнка «крепостью» потребуется от родителей выполнить ряд необходимых условий:

первое условие -  безопасность. В комнате не должно быть опасных предметов;

второе условие – обеспечение комфорта и уюта. Оформить комнату в приятные, неяркие тона, освещение должно быть мягким;

третье условие – наличие необходимого оборудования. Это место, где ребёнок играет и учится, она требует содержательного наполнения: столик со стульчиком, игрушки, детские книжки, материалы для творчества, спортивное оборудование;

четвёртое условие – поддержка порядка. Все предметы, вещи и игрушки должны иметь фиксированное место.

Каждый вид игры имеет свою основную задачу:

¾   стереотипная игра ребёнка – основа взаимодействия с ним, также даёт возможность переключения, ели поведение выходит  из–под контроля;

¾   сенсорные игры дают новую чувственную информацию, переживание приятных эмоций  и создают возможность установления контакта с ребёнком.

Виды сенсорных игр:

  1. зрительные (ребёнок видит яркие цвета, их перетекание друг в друга, смешивание);
  2. слуховые (ребёнок слышит разнообразные звуки, учится их различать);
  3. тактильные (то, что ребёнок ощущает посредством прикосновений, ощупывания);
  4. двигательные (ощущения от движений тела в пространстве и ритма движений – ходьба, бег, танцы);
  5. вкусовые (ребёнок пробует и учится различать на вкус разные продукты питания и блюда);

   Совместное рисование даёт замечательные возможности проявлении аутичным ребёнком активности для развития его представлений об окружающем.

Этапы развития совместного рисования:

  1. налаживание эмоционального контакта, привлечение интереса к новому виду деятельности;
  2. рисование «по заказу» ребёнка;
  3. постепенное введение различных вариантов исполнения одного рисунка, новых деталей изображения;
  4. вовлечение ребёнка в процесс рисования, побуждение к активным действиям;
  5. введение сюжета;
  6. дальнейшее развитие сюжета;
  7. перенос полученных знаний в другие ситуации.

Игры вводятся в занятия в определённой последовательности. Построение взаимодействия с аутичным ребёнком основывается на его стереотипной игре. Далее вводятся сенсорные игры. В процессе сенсорных игр возникают терапевтические игры, которые могут вылиться в проигрывание психодрамы. Когда с ребёнком уже налажен тесный эмоциональный контакт, можно использовать совместное рисование. В дальнейшем на разных занятиях используются все виды игр попеременно.

Для всех видов игр характерны общие закономерности:

¾   повторяемость;

¾   путь «от ребёнка» игра достигнет своей цели, если ребёнок сам захотел в неё поиграть;

¾   каждая игра требует развития внутри себя – введение новых элементов сюжета и действующих лиц, использование различных приёмов и методов.

 

Назад к списку новостей